Вход на сайт


Счётчик установлен 24.09.12

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ВОЗЬМИ СЕБЕ В ПРИМЕР ГЕРОЯ» (по повести В.Богомолова «Иван»), посвященная Великой Отечественной войне.

Предварительная подготовка

Все учащиеся читают повесть В.Богомолова «Иван». Учащиеся делятся на группы для подготовки и проведения конференции. Каждая группа готовит свое задание.

Первая группа. Учащиеся готовят доклады по следующим темам:

  1. Жестокая правда войны.
  2. Влияние войны на характер Ивана.
  3. Иван в тылу врага.
  4. Отношение взрослых к Ивану.

Вторая группа. Готовит вопросы для конкурса на самого внимательного читателя.

 

 

Ход конференции

На доске написана тема читательской конференции и следующие цитаты:

Мы учимся сегодня, чтоб завтра строить

Чтоб небосвод был вечно голубой,

Нет не забудем никогда героев,

Что ради   жизни шли на смертный   бой!

 

  1. Вступительное слово

- Наша сегодняшняя читательская конференция «Возьми себе в пример героя» посвящена Великой Отечественной войне. Всё дальше в глубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной, но память о тех, кто героически сражался за Родину, живет и должна жить в сердцах людей.

Какой была эта война? Какова цена нашей победы? Какую роль в ней сыграли ваши ровесники, подростки? Почему мы сумели одержать победу в этой жестокой войне?

Размышляя над страницами книг о войне, мы воссоздаем картины прошлого в своем сознании и сердце и тем самым проявляем уважение к памяти тех, кто отстоял нашу Родину от врага.

Вы прочитали книгу Владимира Осиповича Богомолова «Иван». Я просила вас поделиться впечатлениями, произведенными  на вас этим произведением. Повесть никого не оставила равнодушными, заставила задуматься о жестокости той войны, о ее героях. Во всем этом есть, конечно же, заслуга автора, Владимира Богомолова.

Вы готовили дома сообщения по повести «Иван». Расскажите, в  чем же заключается секрет того, что книга Богомолова производит на читателя такое незабываемое впечатление?

  1. Мини-сообщения учащихся.
  2. Жестокая правда войны.

Владимир Богомолов совсем юным ушел на войну, был ранен, не раз награжден. Он прошагал по фронтовым дорогам Белоруссии, Польши, Германии и о войне знал не понаслышке.

Повесть «Иван» Боголюбов, еще никому не известный тогда прозаик, написал в 1957 году. В 1958 году повесть появилась в печати и стало ясно: так о войне еще не рассказывали. Не случайно «Иван» вошел и в двухсоттомную «Библиотеку всемирной литературы», и в двенадцатитомную антологию лучших произведений о Великой Отечественной войне  «Венок славы», а также послужил основой для художественного фильма «Иваново детство» режиссера Андрея Тарковского.

В чем секрет столь бесспорного успеха начинающего тогда автора? В правде. Полной правде, без приукрашивания или утайки, - о том, что война безжалостна и бесчеловечна.

В холодную осеннюю ночь двенадцатилетний мальчишка переплыл Днепр. Переплыл с разведданными, настолько важными, что они должны быть немедленно доставлены в штаб армии. Переплыл… А в наставлении для взрослых, здоровых мужчин было сказано: «… если температура воды ниже +15 градусов, то переправа вплавь … через широкие реки невозможна». Это если ниже + 15, а если примерно +5? Но дальше еще более, казалось бы, немыслимое. Мальчика снова через несколько дней переправляют на тот, «чужой» берег. Здесь жестокая правда заключается в том, что заменить его в столь трудном и опасном деле, как разведка в тылу врага, взрослые не в состоянии.

Дети-воины… Какая жуткая правда! Но это не вся еще правда. Ведь Ивана в своем тылу и не удержать. Пробовали, когда вывезли самолетом из окруженного немцами партизанского отряда. Но не смог Иван «зубрить» в школе о «значении травоядных в жизни человека», когда на родной земле был враг.

Иван – мальчишка, еще не разучившийся «играть в войну», но он уже прошел ад фашистского лагеря смерти. Тяжело, по-взрослому ненавидит он врага. И давно уже сознательно живет по суровым законам настоящей, невыдуманной войны.

- Несомненно, война оставила свой след в душе мальчика, как она повлияла на его характер?

2        Влияние войны на характер Ивана.

Уже на первых страницах повести мы знакомимся с главным ее героем – двенадцатилетним мальчиком Иваном. Мы видим его серьезным, угрюмым, собранным, настороженным. Что сделало его таким?

Уже в первые дни войны мальчик пережил смерть отца-пограничника, на руках у него погибает сестренка, мальчик был в лагере смерти, был в партизанах. Вот откуда его серьезность и угрюмость; он принял решение – мстить врагу, стать полезным нашей армии – добывать сведения о вражеских войсках для штаба. Вот откуда его собранность, молчаливость, настороженность.

Но мы видим мальчика и играющим в землянке. Рисуя эту сцену, автор хочет подчеркнуть, что Иван остается мальчишкой, играет, как его сверстники, собирает ножички, вооружается биноклем, как настоящий командир. Он хотел бы гонять голубей, радоваться первому снегу, а он каждый день смотрит в глаза смерти.

 

- Что делает Иван в тылу врага? В чем особая тяжесть его положения, когда он находится в тылу у врага?

  1. Иван в тылу врага.

Иван подолгу живет на оккупированной немцами территории. Ходит по деревням, поселкам, одетый в тряпье, и зорко всматривается в любое скопление живой силы врага, его вооружение. Сведения, добытые им, очень ценны.

Но, находясь в тылу врага, мальчик рискует своей жизнью. Опасные ситуации возникают ежедневно, ежечасно, а он может надеяться только на себя. Никого рядом нет. Только он и враг. Огромная ответственность ложится на детские плечи… И, понимая всю тяжесть этих переживаний и опасностей, взрослые все-таки посылают мальчика в разведку. Почему?

Причина этого горька и страшна. Шла жестокая война, от исхода которой зависела не только судьба отдельного человека, но и будущее нашей Родины. Гибли люди, разрушались города, горели села. За победу сражались и, случалось, гибли, старики и дети. Да, и дети! Холин, переправив Ивана на другой берег, в тыл врага, разговаривает в землянке с Гальцевым:

« -Третий год воюешь? … И я третий… А в глаза смерти – как Иван! – мы, может, и не заглядывали… За тобой батальон, полк, целая армия… А он один! – Ребенок!»

- На страницах книги мы встречаем и взрослых героев. Как относятся к мальчику взрослые?

4. Отношение взрослых к Ивану.

Холин любит Ивана: «О таком мальчишке можно только мечтать». Хочет даже усыновить его, но понимает, что пока не может стать ему настоящим отцом: не созрел душевно, бесшабашен, грубоват. Холин сам как большой ребенок и относится к мальчику как к равному, а в чем-то даже побаивается его, беспрекословно выполняет просьбы и указания юного разведчика.

Катасоныч относится к мальчику по-отцовски, все готов для него сделать. Когда Гальцев спрашивает у него об Иване, лицо Катасонова озаряется нежной, необыкновенно теплой улыбкой. Один он называет мальчика Ванюшкой. Тихий, скромный, спокойный, лучший охотник за «языками», он как никто другой понимает, как опасна работа, которую выполняет ребенок для штаба армии.

Гальцев тоже любит мальчика. Он ищет подходы к характеру Ивана, сделал ему кинжал, провожает его в тыл врага. Хочет, но не решается поцеловать на прощание. Гальцев пронес память о мальчике через всю войну. Ему досталась тяжкая доля прочитать в архивах фашистов сообщение о гибели юного разведчика.

 

- Давайте подумаем над таким вопросом: «Этот мальчик еще ребенок, но почему у него такое взрослое, строгое имя – Иван? И повесть называется не «Ванюша», не «Ваня» - «Иван». (Да, иначе этого мальчика и не назовешь: так много выпало на его долю взрослых, мужских дел и обязанностей. Он, несмотря на свои 12 лет, уже защитник Отечества.)

3         Чтение заключительной  главы повести подготовленным учеником.

- Обратимся к последним страницам книги и зачитаем главу девятую.

- Казалось бы, два русских человека… Взрослый мужчина Ефим Титков, перешедший на службу к немцам, и еще ребенок Иван. Он, двенадцатилетний мальчик, не боялся фашистов, не скрывал своего враждебного отношения к ним даже перед лицом смерти. А Ефим Титков, чин вспомогательной полиции, задержавший его вблизи железной дороги, оказался предателем, получившим за жизнь русского мальчика вознаграждение в сто немецких марок.

Итак, Иван погиб. Но есть и его заслуга в Великой победе над фашизмом, есть и его капелька крови  на красном знамени Победы.

 

4        Конкурс на самого внимательного читателя.

Вопросы конкурса:

  1. В каком звании был Гальцев в начале повести? (Старший лейтенант)
  2. Обязанности кого временно исполнял Гальцев? (Командира батальона)
  3. Сколько лет было Гальцеву? (21)
  4. Что было у Ивана в носовом платке, когда он писал донесение в штаб? (Зерна пшеницы, ржи, семечки подсолнуха, сосновые и еловые иглы)
  5. Как Иван переправился через реку? (На бревне)
  6. Какие награды имел Иван? (Орден Отечественной войны и медаль «За отвагу»)
  7. Какие журналы дает Гальцев Ивану во время их второй встречи? («Огонек», «Красноармеец», «Фронтовые иллюстрации»)
  8. Почему Гальцев не отдал Ивану нож? (Это подарок и память о его погибшем друге Котьке Холодове.)
  9. Каким образом Иван получил ранение? (Его решили больше не посылать в тыл к врагу, тогда он ушел сам. А при возвращении свои же из окружения обстреляли Ивана: ночь была темная, а никто ничего не знал.)

10.  Почему Катасонов не смог пойти на задание и не зашел к Ивану в землянку, чтобы попрощаться и пожелать ему успеха? (Катасонов был убит)

11.  Почему продукты, которые дают мальчику в дорогу, не армейские, а домашнего приготовления? (Все предусмотрено для того, чтобы Иван не выдал себя, был действительно похож на мальчика-беженца.)

12.  Почему не сказали мальчику о смерти Катасонова? (Он уходил на задание, и его нельзя было расстраивать.)

13.  Переправляясь ночью через реку, Холин и Гальцев кладут в рот по два кусочка сахара и старательно сосут их. Зачем? (Это должно до предела повысить чувствительность их глаз и их слуха.)

14.  Какая настоящая фамилия Ивана? (Буслов.)

15.  Какое расстояние должен был пройти Иван, чтобы попасть в тыл врага? (Более 50 километров, из них около 20 – до рассвета.)

16.  Вернулся ли Иван с задания, на которое помогал переправлять его Гальцев? (Да.)

17.  Как погиб Холин? («…его разведгруппа напоролась на засаду немцев – пулеметной очередью Холину перебило ноги; приказав всем отходить, он залег и отстреливался до последнего, а когда его схватили, подорвал противотанковую гранату».)

18.  Какую должность занимал Гальцев в последние полгода войны? (Он был тяжело ранен и стал «ограниченно годным», поэтому работал переводчиком разведотдела.)

 

По описанию портрета персонажа повести назовите героя.

1)       «…Среднего роста, с крупной, посаженной на плотное туловище головой, в шинели и в шапке-ушанке, он расхаживал вдоль обочины, чуть волоча правую ногу – она была перебита еще в финскую кампанию…» (начальник разведотдела армии подполковник Грязнов)

2)       «…он рассматривал меня настороженно-сосредоточенным взглядом больших, необычно широко расставленных глаз. Лицо у него было скуластое, темновато-серое от въевшейся в кожу грязи. Мокрые неопределенного цвета волосы висели клочьями…» (Иван)

3)       «…Рослый темноволосый красавец лет двадцати семи…» (офицер разведывательного отдела штаба армии Холин)

4)       «…Ему за 30, он невысок и худощав. Рот маленький, с короткой верхней губой, нос небольшой, приплюснутый, с крохотными ноздрями, глазки голубовато-серые, живые. Симпатичный, выражающим кротость лицом походит на кролика. Говорит, заметно шепелявя, - может, поэтому стеснителен и на людях молчалив». (командир взвода из разведроты дивизии старшина Катасонов).

 

5        Размышления учащихся над тем, каким бы стал Иван, если бы остался жив. Как могла сложиться его судьба в мирное, послевоенное время?

 

6        Подведение итогов конференции.

- Последний вопрос сегодняшней конференции: как вы думаете, почему мы победили в Великой Отечественной войне?

(Причина нашей победы заключается в том, что все, от мала до велика, на фронте и в тылу, встали на защиту Родины. Гитлеру пришлось воевать не только с армией, но со всем русским народом, а это ему оказалось не под силу. Ваши ровесники тоже внесли свой посильный вклад в победу, и не важно, где они это делали: под пулями на передовой, на заводах или на полях нашей страны. Они заслуживают того, чтобы мы гордились ими и всегда были благодарны им за то, что можем свободно жить и радоваться жизни.)

- Уверена, что читательская конференция не пройдет для вас даром, а ее главный герой – Иван – станет для вас примером в жизни.

 

0

0

0

0

«Берегите эти земли, эти воды.

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы.

Убивайте лишь зверей внутри себя!»

Евтушенко

Быть или нет быть человечеству, останется ли зеленой и цветущей  наша планета или же превратится в безжизненную пустыню. Это зависит от каждого из нас. Ныне человек обязан иметь экологические знания - знания об окружающей природной среде и месте в ней человека и иметь экологическое сознание, мышление, чувство экологической ответственности.

Задумывались ли вы почему так часто писатели, поэты, художники в своем творчествеобращаются к природе? В ней они находят созвучие своим мыслям, настроению. В ней они черпают вдохновения. Почему же мы  зачастую равнодушно скользим взглядом по пейзажу изображенному знаменитым художником? Стараемся не читая перелистывая страницы с

описанием природы в книге известного писателя. Обходим вниманием стихи о природе. А часто ли мы любуемся красивым видом реки, леса, ночного озера? Обычно нам «некогда» или «не хочется», часто мы не знаем какую радость нам может принести общение с природой. Древние людипоклонялись матушке-природе. Они понимали, что полностью зависят от

нее.

Человек понимал, что земля его поит, кормит, обувает, одевает, веселит и карает. Но постепенно человек стал отгораживаться от окружающего мира. Действительно, все чаще мы видим неухоженные поля, неухоженную землю, горы мусора на ней, загрязненные реки, высохшие

озера, вырубленные леса. Вспомним что мы дышим отравленным воздухом, едим отравленные удобрением овощи и фрукты. Чтобы любить природу, нужно ее знать.

Наш первый тур называется

«Знатоки природы». А теперь внимание вопросы:

1 В древней Руси этого зверька называли векша. Он грациозен, красив.

Этот зверек очень доверчив.

(белка)

2 Это насекомое хранит в себе удивительную тайну: сидя на травинке

в Подмосковье, оно способно почувствовать даже незначительное

землетрясение в Японии

(кузнечик)

3 Какое растение на Руси крестьяне называли «чертовым яблоком»

(картофель)

4 Откуда название растения мать и мачеха?

(нижняя поверхность листьев мягкая беловойлочная - мать, верхняя

голая холодная - мачеха)

5 Бывает ли птичье молоко?

(да у голубей когда они выводят птенцов)

6 В России этого жучка издавна называют «солнышко». Он очень

добродушный и безобидный на вид.

(божья коровка)

7 Мясо какого хищного животного в древней Руси славилось

высокими качествами, и его подавали на стол во время боярских и

княжеских пиршеств, как деликатес? (рысь)

8 Какой ветер для птицы попутный?

(встречный он дает хорошую опору крыльям, ускоряет и облегчает

полет)

9 Самая Лесной ударник (дятел)

Нет на земле ничего прекрасней и нежнее цветов этого хрупкого и  драгоценного дара

природы. Нет ничего поэтичнее и живописнее цветов - этой чудесной  музыки, удивительной гармонии форм, линии красоты. Легенды из сказки вдохновили многих поэтов и композиторов. Поэзия и музыка, созданная ими, звучат как гимн природы, нежности, любви.

Цветы, как люди, на добро

И, щедро нежность людям отдавая

Они цветут, сердца отогревая, Как маленькие теплые костры

Цветы способны задеть самые сокровенные струны человека, его души. А сколько

нежности в их названии: Ветреница, маргаритка, незабудка. Итак,  знаете ли вы названия

цветов, внимание вопросы:

1. У какого растения листья появляются после цветения? (мать и  мачеха)

2. Некоторые цветы открывают и закрывают свои цветки в

определенное время, за что получили название «Цветочные часы», какие из

них вы знаете? (шиповник, одуванчик, ноготки)

3. Какой цветок считается символом солнца и символом Японии?

(Хризантема)

4. Какой цветок всю жизнь любуется собой: глядит на себя не может

наглядеться (нарцисс)

5. Какое произведение принадлежит Александру Дюма (дама с

камелиями, лилия и лев, вино из одуванчиков )

6. Назовите автора сказки «Аленький цветочек» (Аксаков)

7. Кто написал сказку «Каменный цветок» (Бажов)

8. Какой цветок раскрывается только ночью и ароматно пахнет?

(душистый табак)

9. Цветок, стоящий по весне в «облачной папахе» (одуванчик)

10. Какой цветок считают последней улыбкой осени (астра)

11. Название какого растения связано со звоном? (колокольчик)

12. Любимый цветок Иисуса Христа (Роза)

13.

Третий тур Чьи эти строки?

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит

И под снежной бахромою

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит (Ф. Тютчев)

 

 

Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце снег

Прозрачный лес один чернеет

И ель сквозь иней зеленеет

И речка подо льдом блестит (А. Пушкин)

 

Унылая пора! Очей очарованье

Приятна мне твоя печальная краса

Люблю я пышное природы увяданье

В багрец и золото одетые леса. (А. Пушкин)

 

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом точно серебром.

(С. Есенин)

 

Я буду долго гнать велосипед

В глухих лесах его остановлю

Нарву цветов и подарю букет

Той девушке которую люблю

(Н. Рубцов)

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах ленных

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвенных

(С. Есенин)

О. первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей ( А. Фет)

8На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой она

(Лермонтов).

 

Молодцы ребята! Здорово справились с заданием А сейчас будет

самый трудный Блиц-гейм.

1. Какое растение дает лучший мед? (липа)

2. Какая самая крупная летающая птица? (дрофа, лебедь)

3. Какая самая мелкая птица? (колибри)

4. Самое быстрое животное суши? (гепард)

5. Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)

6. Косой ли заяц? (нет)

7. Кто сильнее: лев или тигр? (тигр)

8. Где у кузнечика ухо? (на ноге)

9. Сколько ног у паука? (восемь)

10. Какая птица носит название танца? (чечетка)

11. Что есть зимой жаба? (ничего она спит)

12. У какого животного цвет жира зеленый? (у крокодила)

13. Умеют ли слоны плавать? (да)

14. Что за трава, которую знают слепые? (крапива)

15. Когда температура воробья ниже - зимой или летом? (одинаковая)

Вот и закончился наш турнир. Не важно кто победил, главное, чтобы

вы поняли, что совершенно необходимо не дать сегодня погибнуть тем

представителям флоры и фауны, кто еще жив. Ибо, махнув рукой на одних,

мы создаем неизбежную цепь потерь, и в конечном счете, можем оказаться

на планете в одиночестве. В сказке Пушкина «О рыбаке и рыбке» есть

предупреждение живущим на земле. В золотой рыбке можно увидеть

природу - мудрую, строгую и щедрую, а в жадной старухе - самих себя.

Человек! Обуздай свою алчность, чтобы не остаться в конце концов у

разбитого корыта. Итак, турнир закончился. Посмотрим и посчитаем у кого

больше жетонов. Победители получат приз. Главное, что вы любите и

знаете природу, а то, что любишь.

 

Э

 

 

Совместная работа с экологическим кружком при школе

Исследовательская работа

Пропаганда литературы по экологии и здоровому образу жизни

Оформление экологического уголка

Посвящение в друзей природы

Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы)

Вовлечение инвесторов Постоянно действующая тематическая полка «В мире животных и растений»

Книжные выставки:

Постоянно действующая выставка – «Лесная школа»

«Удивительное в природе» - 120 лет Паустовскому К.Г.

«Дом, где мы живем» - ко Дню земли

Обзоры:

«Этот животный мир» - к Всемирному дню животных

«Ты, я и всё вокруг»

Беседы:

«Земля – наш общий дом» - к Международному  дню Земли

«Национальный парк «Ленские Столбы»»

Викторина: «Экология от А до Я»

II этап - 2013 год

Формы работы с читателями:

Совместная работа с экологическим кружком при школе

Исследовательская работа

Пропаганда литературы по экологии и здоровому образу жизни

Обновление экологического уголка

Посвящение в друзей природы

Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы)

Вовлечение инвесторов

Постоянно действующая тематическая полка «В мире животных и растений»

Книжные выставки:

Постоянно действующая выставка – «Лесная школа»

«Загадочная стихия» - к Всемирному дню воды

«Там на неведомых дорожках…» - ко Дню леса

Обзоры:

«Симфония красок русской природы» - к 140 летию М.М. Пришвина

«Четвероногим - за верность и преданность» - к Всемирному дню животных

Беседы:

«Земля – планета людей» - к Международному дню Земли

Конкурс поделок: «Золотая осень»

«Мы сбережем тебя природа!» - экологический час

День экологии. «Экологическое ассорти» - конкурсно-познавательная программа.

Книжная выставка: «Экология вокруг нас»

Конкурс рисунков: «Мой дом» (В Неделю детской и юношеской книги)

 

Неделя книги по экологии, посвящённая Году охраны окружающей среды

(с 3 по 8 июня)

Книжные выставки:

«Любить, ценить и охранять» - к Всемирному дню окружающей среды

«Пернатые соседи»

«Крылатые цветы» (о бабочках)

Обзоры:

«Дом, где мы живем» «Крылатый почтальон и пернатый чемпион»

Беседы:

«Порхающие цветы» - беседа – викторина про бабочек

Брейн – ринг «Знатоки природы». Интеллектуальное состязание.

Книжная выставка «Полна загадок чудесница-природа»

Экологическая акция «Чистая вода. Ручей «Незабытый».

Беседа «Мусорознайка»

Книжная выставка «Жалобная книга природы» (в библиотеке)

 

 

III этап - 2014 год

Формы работы с читателями:

Совместная работа с экологическим кружком при школе

Исследовательская работа

Пропаганда литературы по экологии и здоровому образу жизни

Обновление экологического уголка

Посвящение в друзей природы

Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы)

Вовлечение инвесторов

Постоянно действующая тематическая полка «В мире животных и растений»

Книжные выставки:

Постоянно действующая выставка – «Лесная школа»

«Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья»

«Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля»

Обзоры:

«Красная книга РС(Я)»

«Кто в лесу живет, что в лесу растет?»

Беседы:

«Охрана природы – твоя обязанность»

«Как стать Нехворайкой»

Природоохранительные акции «Пернатые друзья»

Конкурс экологических сказок

Игры: Загадки природы. Осторожно, их мало! Почемучкина поляна. Лесная

аптека.

Видеолекторий: Познавательные программы «Защитим природу», «Сохраним

планету» и др.; просмотр и обсуждение фильмов «Белый Бим Черное ухо»

Творческие дела: «Чистый поселок»

 

IV этап - 2015 год

Формы работы с читателями:

Совместная работа с экологическим кружком при школе

Исследовательская работа

Пропаганда литературы по экологии и здоровому образу жизни

Обновление экологического уголка

Посвящение в друзей природы Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы)

Вовлечение инвесторов

Постоянно действующая тематическая полка «В мире животных и растений»

Книжные выставки:

Постоянно действующая выставка – «Лесная школа»

«Эта хрупкая планета»

«Деревья разные бывают»

Обзоры:

«Заповеди леса»

«Редкие растения и животные»

Беседы:

«Страницы любопытных фактов»

«Природа родного края»

Природоохранительные акции «Птичья столовая»

Игры: Знатоки природы. Путешествие в мир приро

Постоянно действующая тематическая полка «В мире животных и растений»

Книжные выставки:

Постоянно действующая выставка – «Лесная школа»

«Загадочная стихия» - к Всемирному дню воды

«Там на неведомых дорожках…» - ко Дню леса

Обзоры:

«Симфония красок русской природы» - к 140 летию М.М. Пришвина

«Четвероногим - за верность и преданность» - к Всемирному дню животных

Беседы:

«Земля – планета людей» - к Международному дню Земли

Конкурс поделок: «Золотая осень»

«Мы сбережем тебя природа!» - экологический час

День экологии. «Экологическое ассорти» - конкурсно-познавательная программа.

Цель: довести до сознания детей мысль об ответственности, которая ложится на хозяев с появлением животного в доме.

- Ребята, сегодня разговор пойдёт о наших меньших друзьях. Скажите, кого мы подразумеваем, когда говорим «наши меньшие друзья»?

 

Дети: (отвечают)

ЗАГАДКИ

Помурлыкала немножко

И в клубок свернулась…(кошка)

Распушив свои хвосты,

Размяукались…(коты)

Ребятишки все хотят

Завести себе…(котят)

Машет хвостом нам верный служака,

Друг человека – это…(собака)

У нашей собаки родился сынок –

Толстый, пушистый, весёлый…(щенок)

Наша свинка городская,

И зовут её…(морская)

Грызунишка и добряк,

Прячет в щеки всё…(хомяк)

- Конечно, это кошечки, собачки, хомячки, рыбки и всякая другая живность, которая живёт у нас дома.

(Дети рассказывают о своих питомцах. Показывают рисунки, фотографии. Рассказ можно строить по следующему плану:

1.Как зовут моего питомца?

2.Почему я решил(а) так назвать своего питомца?

3.Внешние данные моего питомца.

4.Что любит мой питомец?

5.Какие трудности встретила моя семья с появлением в доме маленького друга?

6.Хочу поделиться опытом с друзьями. Мой совет.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Ах, как много на свете кошек!

Когда и где в домах впервые появились кошки, никому неведомо. В Египте, впрочем, считают, что именно  древние египтяне первыми приручили этих милых созданий, полюбили их и относились к ним как к божествам. Этим ласковым и загадочным существам уступали дорогу. А при пожаре выносили сначала кошек и только потом домашний скарб. За случайное лишение жизни четвероногого «божества» полагалась смертная казнь, даже естественная смерть жившего в доме кота была великим горем. Всё семейство погружалось в траур, люди в знак величайшей печали подстригали себе брови. Кошек мумифицировали, и затем с почетом хоронили их на особом кладбище.

Из-за преклонения перед кошками древние египтяне даже терпели иногда военные поражения. В 525 году до Рождества Христова персидский царь пошёл войной на фараона. Египтяне бились геройски и самоотверженно. Персам оставалось только прибегнуть к хитрости. Раздобыв кошек, стоявшие в первом ряду воины  выставили их перед собой. Из боязни, как бы случайно не убить священное животное, египтяне не решались более посылать свои меткие стрелы в персов, и сражение это закончилось  полнейшим поражением египтян.

В Европу кошек привезли римляне и греки. Они подшучивали над благоговейным отношением к ним египтян, хотя и сами относились к кошкам неплохо. Но вот  Средневековье для них оказалось воистину мрачным. Тогда в Европе для всех кошек, не только для чёрных, настали дни испытаний. Инквизиция объявила их орудием дьявола. Бессловесных Божьих созданий сжигали, топили, сбрасывали с высоких башен. К примеру, во Фландрии на протяжение сотен лет исполнялся закон о дне кошачьей погибели. Для этого  была  избрана среда – постный день. Раз в год, в эту злосчастную среду, всех до единой городских кошек ловили и сбрасывали с высокой башни. Слава Богу, на Руси такого злодейства никогда не было. Но кое у кого ещё присутствует страх перед светящимися  в темноте кошачьими глазами и начинает «скрести на душе». Суеверия и по сию пору наделяет этих ни в чем не повинных тварей таинственной и загадочной силой. К счастью, для кошек наступили новые времена, и их жизнь всё же переменилась в лучшую сторону.

КОТЯТА

(Английская песенка)

Два маленьких котёнка поссорились в углу,

Сердитая хозяйка взяла свою метлу

И вымела из кухни дерущихся котят,

Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе.

Два маленьких котёнка озябли во дворе.

Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,

Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.

«Ну что, - она спросила, - не ссоритесь теперь?»

Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,

Со шкурок отряхнули холодный мокрый снег

И оба перед печкой заснули сладким сном,

А вьюга до рассвета шумела за окном.

ПОЧЕМУ КОТ МОЕТСЯ ПОСЛЕ ЕДЫ

(Литовская сказка)

Однажды залетел воробей на крестьянский двор и стал клевать зёрна. Прыгает воробей по траве, зёрнышко за зёрнышком подбирает, а хозяйский кот на него из-за угла посматривает. Смотрел кот, смотрел, да как прыгнет на воробья! Схватил его за крыло и говорит:

- Неплохо я сейчас позавтракаю!

- Что вы, что вы, пан кот! – закричал воробей. – Неужели вы собираетесь меня съесть?

- А что мне, любоваться тобой, что ли? – фыркнул кот и приготовился свернуть воробью голову.

- Да постыдитесь же, пан кот! – опять зачирикал воробей. – Ведь вы забыли умыться! А разве вы не знаете, что и хозяин ваш, и хозяйка, и все люди на свете сначала моются, а потом завтракают?

- И то правда!- сказал кот и поднял лапу, чтобы хорошенько потереть себе мордочку.

А воробей, недолго думая, прыг в сторону! Взмахнул крыльями и улетел.

Очень  рассердился кот.

- Ну, нет, теперь уж меня не обманешь! – сказал он. – Пусть люди делают, как знают, а я сначала буду завтракать, потом  умываться.

С тех пор все коты на  свете  моются после еды.

Собака – друг человека

- Как точно сказано: «Собака – друг человека». Ещё в древности собаки были приручены людьми. С тех пор они помогают  пасти скот, охотиться, охраняют жилища и человека. На севере собаки перевозят людей и небольшие грузы по снегу. А есть собаки  с очень почётным и уважаемым  званием – поводырь. Собаки- поводыри помогают слепым людям передвигаться по незнакомой местности.

- А уж о том, как собаки помогали людям во время войны и спасали тонущих людей, собрано немало историй.  Сейчас послушайте историю о пожарных собаках, которая  произошла на самом  деле.

Пожарные собаки

(Быль)

Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах, и их нельзя вытащить, потому что они  от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные  посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла  двенадцать детей; её звали Боб.

Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму. Через пять минут он выбежал из дома, в зубах за рубашонку он нёс девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали её – не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть ещё что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.

Л.Толстой

 

Играющие собаки

Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнце большая собака Полкан.

К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять: хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.

- Погоди-ка, вот он тебе задаст! – сказал Володя. – Проучит он тебя!

Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него  очень благосклонно.

- Видишь ли, - сказал Володе отец, - Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сестры, то непременно дело кончится дракой. А большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

К.Ушинский

- Ребята, ваши маленькие друзья постоянно нуждаются в заботе и ласке. С их появлением в доме у хозяев прибавляется  хлопот. Поэтому прежде чем привести своего любимца в дом, вы должны серьёзно об этом подумать и посоветоваться с родителями.

- Часто животных берут в дом, не подумав о том, что они нуждаются в обязательном уходе: их надо кормить, выгуливать (особенно собак), следить за чистотой. Нередко, ребята, поиграв немного, выбрасывают  своих питомцев на улицу.

Стихотворение о рыжей дворняге

Хозяин погладил рукою

Лохматую рыжую спину:

- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,

Но всё же тебя я покину.

Швырнул под скамейку ошейник

И скрылся под  гулким навесом,

Где пёстрый людской муравейник

Вливался в вагоны экспресса.

Собака не взвыла ни разу,

И лишь за знакомой спиною

Следили два карие глаза

С почти человечьей тоскою.

Старик у вокзального входа

Сказал: «Что оставлен, бедняга?

Эх, будь ты  хорошей породы,

А то ведь простая дворняга!»

Огонь над трубой заметался,

Взревел паровоз, что есть мочи,

На месте, как бык, потоптался

И ринулся в непогодь ночи.

В вагонах, забыв передряги,

Курили, смеялись, дремали…

Тут, видно, о рыжей дворняге

Не думали, не вспоминали.

Не ведал хозяин, что где-то

По шпалам, из сил выбиваясь,

За красным мелькающим светом

Собака бежит, задыхаясь,

Споткнувшись, кидается снова.

В кровь лапы о камни разбиты,

Что выпрыгнуть сердце готово

Наружу из пасти раскрытой!

Не ведал хозяин, что силы

Вдруг разом оставили тело

И, стукнувшись лбом о перила,

Собака под мост полетела.

Труп волны снесли под коряги…

Старик, ты не знаешь природы!

Ведь может быть тело дворняги,

А сердце – чистейшей породы.

Автор неизвестен

Правила ухода за домашними  животными

- Дети! Помните, вы несёте ответственность за своего маленького друга!

Ход утренника.

Ведущий: Добрый день, уважаемые гости! Здравствуйте, дорогие наши мамы! Этот день добрый ещё и потому, что посвящён он вам, наши  милые, дорогие, единственные.

Ученик

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас.

Добрый день и добрый час,

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты,

Что от этой доброты

Приживаются цветы,

Рыбки, ёжики, птенцы?

Я тебе отвечу прямо

Это – мама, мама, мама!

Давайте поиграем в игру “Мамочка”. Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечаете одним словом “МА-МОЧ-КА”.

- Кто пришел ко мне с утра?

- Кто сказал: “Вставать пора?”

- Кашу кто успел сварить?

- Чаю в чашку кто налил?

- Кто косички мне заплел?

- Целый дом один убрал?

- Кто меня поцеловал?

- Кто ребячий любит смех?

- Кто на свете лучше всех?

Ведущий: На белом свете есть слова, которые мы называем святыми. И одно из таких святых, тёплых, ласковых  слов – слово «мама». Слово, которое ребёнок говорит чаще всего – это слово «мама» Слово, при котором взрослый хмурый человек улыбнётся, - это тоже слово мама. Потому что это слово несёт в себе тепло материнских рук, материнского слова, материнской души.

Родиться стоит поздно или рано,

Хотя бы для того на этот свет,

Чтоб вымолвить впервые слово «мама»

Которого священней в мире нет.

А.Шайхиев «Мама»

Ученик 1:

Знаю! Помню!

Не забыл – мамин праздник наступил!

Поздравленье повторяю, слов своих не растеряю –

Я их целый год копил:

Мама милая, родная,

Лучше всех – одна такая!

Даже если я шалю,

Все равно тебя люблю!

Ученик 2:

Мама! Очень-очень я тебя люблю!

Так люблю, что ночью в темноте не сплю,

Вглядываясь в темень, зорьку тороплю,

Я тебя все время, мамочка, люблю.

Вот и солнце встало, вот уже рассвет.

Никого на свете лучше мамы нет!

Ученик3:

Я сердечно поздравляю

Вас, что сердцу всех милей.

Вам здоровья я желаю,

Верных, искренних друзей.

Будьте счастливы, любимы!

Пусть всегда играет кровь!

В жизни так необходимы

Сердцу нежность и любовь.

Ученик  4:

Дорогие наши мамы,

Мы всегда гордимся вами,

Умными, спокойными,

Будем вас достойны мы!

Я вам желаю от души,

Чтобы были дела хороши,

Чтобы в доме не случилась беда,

Чтоб грустить не пришлось никогда.

Желаю счастья и добра,

Желаю теплых светлых дней,

Здоровья, что всего важней.

Ученик 5

Сердечно поздравляем

С Международным днем

И искренне желаем

Будь вечно молодой

Чтоб не покидали силы,

Чтоб дела велись успешно,

Будь всегда такой красивой,

Улыбающейся, нежной!

Песня «Мамино слово»

Ученица 6

Утро начинается, мама просыпается,

И улыбкой маминой утро наполняется.

Тёплыми ладонями мама вас согреет, добрыми словами грусть – печаль развеет.

Почему так часто вредность в нас брыкается?

«Не хочу, не буду!» - это называется.

Мы ведь знаем мамочка, ты всегда права.

И «прости, пожалуйста» - вновь звучат слова.

Как на небе солнышко, как в саду листва,

Как вода живая, мама нам нужна!

Ученица 7

Всё начинается с мамы.

Сделать на свете многое сможем –

В глубинах морских и  космических тоже:

К тундре придём и к  пустыням  горячим,

Даже погоду переиначим! Дел и дорог будет в жизни немало…

Спросим себя: Ну, а где их начало?

Вот он, ответ наш, правильный самый:

Всё, чем живём, начинается с мамы.

Ученик8

Как люблю я маму нашу!

Я всесилен рядом с ней!

Злой волшебник мне не страшен,

И не страшен Бармалей.

Я смеюсь, и мама рада,

С мамой вечен наш союз,

С мамой я не только жабу –

Крокодила не боюсь!

Ученица 9

Дорогая нежная мамуля,

Много в тебе ласки и добра.

Вновь и вновь в тебе я открываю

Звуки тёплые, как струны серебра.

Милая, души в тебе не чаю

И скучаю сильно день и ночь.

Я к тебе во сне не прилетаю,

Маленькая любящая дочь?

Сценка «Наташа»

К нам пришла волшебная ромашка и это не сон.

Всем известно, что девочки, девушки и женщины очень любят гадать на ромашке: любит - не любит, плюнет – поцелует … А наша волшебная ромашка поможет узнать особенности вашей внешности и характера. Сорт этой ромашки называется “Самая-самая”

Cамая-самая … (для ромашки)

самая обаятельная улыбка

самые нежные руки

самая очаровательная улыбка

самый добрый взгляд

самая заботливая

самая привлекательная

самые красивые глаза

самое золотое сердце

самая внимательная

самая любящая

самые золотые руки

самая красивая

самая добрая

Ученик10

Я маме шубу расстегнуть помог,

Она пришла усталая с работы,

Сказала, ёжась:

«Я продрогла что-то…

На улице так холодно, сынок».

И я на кухню тороплю её:

«Ты руки положи на батарею,

А щёки я ладошками согрею».

Шепнула мама: «Солнышко моё».

Ученик11

Всё в нашем доме пахнет мамой.

Стихи, написанные ей,

И мной заученные гаммы,

Звоночек у входных дверей…

Мамулей пахнет день вчерашний

И мой полёт в цветастом сне,

Усатый кот, как мы домашний

И паутина на  стене…

И строчки на моей рубашке …

Всё пахнет мамочкой моей!

И даже чай у папы в чашке …

И чудный смех моих друзей…

Моя подушка пахнет мамой

Ей пахну я совсем не зря.

И пахнет ей, любимой самой,

Листок в  душе календаря.

Ученик12

На свете добрых слов

Живёт немало.

Но всех добрее

И нежней одно:

Из двух слогов простое слово «мама».

И нету слов роднее, чем оно!

Сценка «Помощник»

Викторина для мам.

  1. Из какого пуха изготавливают оренбургские платки: Овечьего, куриного, козьего? (козий пух «Мисс уют»)
  2. Как называется пирог с творожной начинкой? (Ватрушка. Мисс забота).
  3. Объясните значение словосочетания «бить баклуши». (Бездельничать. «Мисс Умница»)
  4. Как называют человека, делающего чудеса7 (Волшебник. «Мисс Волшебство»)
  5. Даже дамы в кошачьем роду имеют это. Что это? (Усы. «Мисс Доброта»)
  6. Из какого произведения этот отрывок?

Скачет лошадь не простая – Чудо-грива золотая,

По горам парнишку носит, да никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок – удивительный конёк

Удивительный конёк по прозванью … (горбунок «Мисс Читатель»).

  1. Маленькое сдобное колесо съедобное. (бублик. «Мисс Чаепитие»)
  2. Как называется большой круглый хлеб? (Каравай. «Мисс гостеприимство»)

Конкурс пословиц и поговорок о маме. ( по 4 пословицы родителям и детям, собрать и прочитать)

1. Вся семья вместе, …       (так и душа на месте)

2. Детишек воспитать - … (не курочек пересчитать.)

3. Дитя хоть криво, … (да отцу -  матери мило)

4. Кто родителей почитает, … (тот вовек не погибает)

5. Яблоко от яблони …     (недалеко падает)

6. При солнышке тепло … (при матери добро).

7. Материнский гнев – что весенний снег:    …(и много его выпадает, да скоро растает)

8. Нет лучше дружка … (чем родимая матушка)

У каждого из вас есть бабушки, они тоже мамы ваших мам и пап. Но внучек и внучат они любят больше своих детей и переживают, когда у них что-то не получается, радуются вместе с ними за ваши успехи.

Сценка «Кто виноват?»

Учитель:

Дорогие мамы, бабушки мы ещё раз поздравляем вас с  весенним праздником.

Сегодня и всегда мы вам желаем счастья.

Пусть вас хранит судьба от мрака и ненастья

От злого языка, от тяжкого недуга.

От умного врага, от мелочного друга.

И дай да вам Господь,

Коль это в его власти,

Все вместе: Здоровья, долгих лет и много-много счастья!

Подарки мамам и бабушкам.

Приложение.

Помощник.

Ведущий

Мама делала пирог,
Ну, а Вова ей помог.
В тесто положил корицы,
Вылил баночку горчицы,
Всыпал ложку чечевицы...

Вова.
В общем, сделал все, что мог.

Мама.
Кто поцарапал нашу дверь?

Вова.
Дверь поцарапал страшный зверь.

Мама
Кто вылил на пол весь компот?

Вова.
Компот? Наверно, Васька-кот

Мама.
А кто порвал сегодня книжки?

Вова.
Порвали мышки-шалунишки.

Мама.
Кто посадил кота в мешок?

Вова.
Кота в мешок? Наш пес, Дружок.

Ведущий
Дружок сердито зарычал,
И Вова сразу замолчал.

Сценка «НАТАША».

ВЕДУЩИЙ:

Есть в квартире нашей

Девочка Наташа,

Мама ей в коробке

Принесла конфет.

И сказала строго:

МАМА:

Съешь сейчас немного.

Остальные завтра!

Положи в буфет.

ВЕДУЩИЙ:

А Наташа села,

Все конфеты съела,

Съела и смеется:

НАТАША:

Мама, не ругай!

Я не позабыла.

Помнишь, ты учила:

"Никогда на завтра

Дел не оставляй!"

(По стихотворению О. Дриз)

Сценка «КТО ВИНОВАТ?»

ВЕДУЩИЙ:

Бабушка спросила внучку:

БАБУШКА:

Почему у тебя такой грязный фартучек?

ВНУЧКА:

Это ягодки виноваты, бабушка! Я положила их в карман, а они фартучек испачкали!

БАБУШКА:

Почему у тебя такие грязные коленки и руки?

ВНУЧКА:

Это Жучка виновата! Залаяла на меня: "Тяф-тяф! Полезай под забор!" Я и полезла...

БАБУШКА:

Ну, а почему же ты такая растрепаная?

ВНУЧКА:

А это ветер виноват! Я бегу, а он за мной. Спряталась под деревце, а он за мной,

залезла под лестницу, а он и там меня нашел. А я же совсем не виновата, бабушка!

ВЕДУЩИЙ:

А по-вашему, ребята, кто во всем виноват?

Песня «МАМИНО СЛОВО»

Слова А. Шустиковой, музыка А. Шнитмана.

Мамино слово -

Как песни капели,

Мамино слово -

Как шёпот листвы,

Мамино слово -

Как птичьи трели,

Любовь и надежду

Приносят они.

Мамино слово,

Мамино слово.

Мамино слово

Дороже подарков,

Мамино слово

Приятней конфет,

Мамино слово

Так истинно, ярко

Летит сквозь столетия

Прожитых лет.

Мамино слово,

Мамино слово.

Мамино слово,

Мамино слово.

Cамая-самая … (для ромашки)

______________________________________________

самая обаятельная улыбка

самая очаровательная улыбка

самые нежные руки

самый добрый взгляд

самая заботливая

самая привлекательная

самые красивые глаза

самое золотое сердце

самая внимательная

самая любящая

самые золотые руки

самая красивая

самая добрая

1. Вся семья вместе, …       (так и душа на месте)

2. Детишек воспитать - … (не курочек пересчитать.)

3. Дитя хоть криво, … (да отцу -  матери мило)

4. Кто родителей почитает, … (тот вовек не погибает)

5. Яблоко от яблони …     (недалеко падает)

6. При солнышке тепло … (при матери добро).

7. Материнский гнев – что весенний снег:    …(и много его выпадает, да скоро растает)

8. Нет лучше дружка … (чем родимая матушка)

«Наши верные друзья»

Класс: 2

Цели:

  1. познакомить учащихся с историей, назначением и разными видами светофоров;
  2. научить учащихся переходить улицу по зелёному сигналу светофора;
  3. формировать представления младших школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам;
  4. воспитывать навыки осознанного выполнения учащимися основных правил дорожного движения на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Оборудование:

  1. интерактивная доска;
  2. компьютер;
  3. мультимедийный проектор;
  4. плакаты по правилам дорожного движения;
  5. кружки красного, желтого, зеленого цвета;
  6. карточки для работы в группах;
  7. тестовые задания.

Ход занятия

  1. Сообщение темы и целей.

Ребята, мы  живём  с  вами  в  посёлке,  где  есть  улицы  и  переулки. С каждым днем на наших дорогах появляется все больше и больше автомобилей. В нашем областном центре городе Твери по широким улицам и переулкам  движется много легковых и грузовых машин, едут трамваи, троллейбусы, автобусы. Все торопятся, спешат доставить груз на стройки, на заводы, быстрей перевезти пассажиров. И никто никому не мешает.

-Почему?  (ответы ребят)

Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов быть очень внимательными. Для того чтобы на дорогах было безопасно, все автомобили, автобусы, троллейбусы подчиняются  строгим законам дорожного движения.  На помощь приходят наши верные дру зья -  дорожные знаки и сигналы, регулирую щие движение на улицах и дорогах. Об этом и пойдет речь на этом занятии.

- Для чего мы изучаем и учимся выполнять правила дорожного движения? (ответы ребят)

Сегодня мы будем учиться выполнять одно из правил дорожного движения с целью предупреждения дорожно-транспортного травматизма. Знать и выполнять правила поведения на улице должны водители и все пешеходы: взрослые и дети. Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами – основа безопасного движения на улице.

  1. Знакомство с историей возникновения светофора.

- Отгадайте загадку

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горит и день, и ночь —

Зеленый, желтый, красный.

- Как вы догадались, что это светофор?

Светофор - добрый друг и помощник водителей и пешеходов. Он указывает, кому разрешается ехать или идти, а кому нужно стоять на месте. И все обязаны подчиняться его сигналам.

Мы знаем, что самым опасным местом для пешеходов и водителей является перекресток - здесь пересекаются улицы, всегда много людей, со всех сторон подъезжают трамваи, авто мобили, автобусы. Но, благодаря светофору, перекресток может стать совсем безопасным. Надо только хорошо знать, что говорит нам светофор, как он действует.

- Мы  познакомим вас с историей возникновения светофора.

Автомобилей еще не было, да и идея их создания еще не появилась.  Но в крупнейших городах Европы интенсивность движения конных экипажей достигла уже такой величины, когда для пешеходов стали возникать значительные трудности при пересечении широких улиц.

И вот в 1868 году в Лондоне перед зданием парламента установили семафор. Именно семафор, который уже применялся на железных дорогах. Его придумал английский инженер Найт.

Этот семафор был механическим (цветные сигналы красного и зеленого цветов менялись с помощью системы приводных ремней). В тёмное время суток использовался вращающийся газовый фонарь. Управлял семафором специально обученный полицейский, который при помощи лебедки поднимал и опускал стрелу с цветным диском.

В 1914 году в Америке появился первый светофор, который работал при помощи электроэнергии и сигналы подавал электрическими лампочками. Электрический светофор все еще имел два цвета – красный и зеленый.  Командовал сигналами светофора регулировщик, который вместо желтого сигнала подавал предупреждающий звуковой сигнал. Желтый цвет появился лишь в 1918 году.

В Москве первый светофор установили в 1929 году. Конструкция этого светофора была выполнена в виде циферблата часов, разделенного на секторы зеленого, желтого и красного цветов. Переключение между цветами осуществлялось с помощью стрелки (как у часов).

Потом появились электрические светофоры, которые действуют и сейчас, хотя внешне они изменились.

  1. Знакомство с сигналами светофора и видами светофоров.

- О работе светофора хорошо сказал поэт Сергей Михалков:

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться опасно,

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь открыт!»

Желтый свет  - предупреждение:

Жди сигнала для движения.

- Назовите сигналы светофора.

Рассмотрим назначение  каждого сигнала светофора.

Сигналы в трёхсекционном светофоре располагаются сверху вниз в последовательности: красный, желтый, зеленый.

Зеленый сигнал, как мы уже знаем, разреша ет пешеходу начать переход. Этот переход дол жен совершаться шагом, без спешки. Но и за держиваться на проезжей части улицы тоже не надо, так как время действия каждого светово го сигнала ограничено: зеленый сменится жел тым, желтый -  красным, и это будет повторять ся через равные промежутки времени.

Не все светофоры предупреждают водителей и пешеходов о том, что время действия того или иного светового сигнала истекает. Но некоторые это делают. Например, зеленый. Каким обра зом? Миганием светового сигнала. Мигание зеленого света означает, что его раз решающее действие заканчивается и скоро бу дет включен желтый свет.

Есть и другие светофоры, которые предназна чены только для пешеходов. На этих светофорах изображены человечки - красный и зеленый. Красный человечек изображен неподвижным, а зеленый - идущим. Зажегся свет с красным человечком, значит, стой и ты, пока не загорится сигнал с зеленым шагаю щим человечком, зашагал человечек, можешь шагать и ты. На некоторых пешеходных свето форах изображения человечков нет. Есть два сигнала: зеленый с надписью «Идите» или красный с надписью «Стойте». Какой сигнал загорится, ту команду и надо вы полнять.

- В каком порядке расположены цвета в светофоре?

Для лучшей видимости наверху размещен красный сигнал как самый важный и опасный, потом желтый, а внизу — зеленый.

-Почему были выбраны именно эти цвета?

За прещающий красный свет виден лучше всего, даже ночью и в туман. Желтый виден хуже красного, но лучше зеленого. Он хорошо заметен как запрещающий сигнал, а зеленый цвет разрешает движение. На све тофорах есть козырьки, чтобы сигналы были хорошо видны при ярком солнечном свете.

Нельзя переходить улицу на красный и желтый сигналы светофора, даже если транспорта нет, запомните, что незадолго до окончания действия зеленого сигнала свето фора он обычно начинает мигать. Если пешеходы не успели закончить переход проезжей части дороги на зеленый сигнал, нельзя пытаться проскочить между движущимися машинами. Надо спокойно подождать посередине, пока снова включится зеленый сигнал.

Если при зеленом сигнале для пешеходов продолжает двигаться машина с включенным звуковым сигналом и мигающими фонарями (проблесковым ма ячком) на крыше синего цвета надо подождать, пока она проедет. При включенных спецсигналах машины «скорой помощи», милиции, противопожарной и аварийных служб имеют право проезжать на красный сигнал и навстречу движению транспорта.

- При каком сигнале светофора можно (нельзя) переходить улицу?

- Для кого предназначены светофоры с изобра женными на них человечками?

- Что означает мигающий сигнал светофора?

- Послушайте стихотворение М. Пляцковского «Светофор» и приготовьтесь ответить на вопросы.

СВЕТОФОР

Стоп, машина!

Стоп, мотор!

Тормози скорей,

Шофер!

Красный глаз

Глядит в упор  —

Это строгий

Светофор.

Вид он грозный

Напускает,

Дальше ехать

Не пускает...

Обождал шофер

Немножко,

Снова выглянул

В окошко.

Светофор

На этот раз

Показал зеленый глаз,

Подмигнул

И говорит:

«Ехать можно,

Путь открыт!»

- Для чего нужны светофоры?

- В какой последовательности расположены сигналы трехсекционного светофора?

- Что означает для пешехода зеленый, желтый, красный сигналы светофора?

- Почему автор стихотворения называет крас ный сигнал светофора «грозным», «строгим»?

  1. Физкультминутка.

Игра «Светофорик»

Участникам игры надо быть очень внима тельными. Когда ведущий показывает круг зеленого цвета, то вы должны топать ногами, будто идут; когда горит желтый свет, то должны хлопать в ладоши. При красном свете должна быть тишина.

Игра «Перейти улицу»

У ведущего два картонных кружка. Один оклеен зеленой бумагой с одной стороны и жел той -  с другой. Второй -  красной бумагой, а на оборотной стороне - тоже желтой. В зале проводятся параллельные линии, одна от другой на рас стоянии 7-10 шагов. Это «улица». Игроки становятся за одной чертой.

Условия игры:

Когда ведущий делает взмах зеленым круж ком, играющие делают шаг вперед, красным - шаг назад, желтым  — остаются на месте. Веду щий чередует цвета. Если он взмахнул кружком один раз — надо сделать один шаг в ту или иную сторону, если два — два шага. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

  1. Сообщения учеников
  2. «Знаешь ли ты? Почему светофор называет ся светофором?»

Почему светофор называет ся светофором? В самом деле, почему? Начать надо с того, что слово это составлено из двух частей: «свет» и «фор». Ну, «свет» и есть свет. А «фор»? Слово «фор» произошло от греческого «форос», что означает «несущий» или «носи тель» — как будет угодно. А все вместе — «светофор» — значит «носитель света», «несу щий свет». Он и верно «несет свет», причем чаще трех разных цветов: красного, желтого и зеленого. Вот почему «светофор».

  1. Чтение наизусть стихотворения Ю. Могутина «Три говорящих света».

Днем и ночью,

В дождь и в стужу,

Рассекая тьму и мрак,

Светофор всем людям служит,

Словно сказочный маяк.

Ждут команды светофора

Пешеходы и шоферы.

И тебе бы не мешало

Знать значенье трех сигналов.

Вот глазок зажегся красный:

Путь закрыт,

Идти опасно.

Желтый свет — предупреждение:

Наберись, дружок, терпения.

Увидал зеленый свет —

Проходи,

Препятствий нет.

Цель этих правил

Всем ясна,

Их выполняет вся страна.

И вы их помните, друзья,

И выполняйте твердо.

Без них по улицам нельзя

Ходить в огромном городе.

- О чём говорит красный, жёлтый, зелёный свет светофора?

  1. Разучивание песенки «Разноцветные чело вечки».

(Слова В. Степанова Музыка И. Коспачева)

Там, где улица, как речка,

Там, где площадь, словно море,

Два стеклянных человечка

Проживают в светофоре.

Припев:

Два человечка —

Зеленый и красный.

Они на стекле нарисованы краской,

Но, словно живые, в любую погоду

Спешат человечки помочь пешеходу.

Хоть дают сигнал и разный

Пешеходам человечки  —

Одинаково прекрасны

Их стеклянные сердечки.

Припев.

Стали мы давно друзьями

С человечками цветными.

Веселей им рядом с нами,

Нам спокойней рядом с ними.

Припев.

- О каком светофоре идёт речь?

  1. Закрепление

- Послушайте рассказ В. Клименко «Кто важнее всех на улице?» и ответьте на вопрос, который звучит в названии произведения?

Катя крепко спала. И приснился ей сон. Будто идет она по улице, а рядом машины про носятся — легковые, грузовые, автобусы, мото циклы, мотороллеры. Даже велосипед один про ехал, и все без водителей. Ну, прямо как в сказке. И вдруг Катя услыхала, что машины разговаривают между собой. Да еще самым на стоящим человеческим голосом.

  1. Разойдитесь! Пропустите!  — кричала спе шившая куда-то машина с шашечками такси.
  2. Вот еще! Мне тоже некогда,  — пробурчал грузовик, нагруженный кирпичом.
  3. Кому торопиться, так это мне,  — заявил остановившийся на остановке автобус.  — Я важнее всех. Людей вожу с работы на работу.
  4. А я письма и телеграммы развожу,  — пропищал пролетевший мотоцикл.

— Разве это не важно?

Важно, важно, но пропустите меня,  — за явил мотороллер с кабиной, на которой было написано «Сосиски».   — Мне в школу. Дети там завтрак ждут.

—        Все важны, все важны!  — вдруг щелкнул на перекрестке светофор. Но давайте ездить по - порядку, по правилам. И он посмотрел на них сердито красным глазом.

Все машины разом остановились у светофо ра и притихли. А светофор мигнул желтым све том, а затем сказал:

— Пожалуйста, езжайте!  — зажег зеленый глаз. Машины поехали.

«Вот оно как. Все важны, а подчиняются свето фору. Выходит, — подумала Катя, — как сказал светофор, важнее всего порядок на улице».

- Кто же важнее всех на улице?

- Мы читаем стихотворение, а вы должны отгадать сигнал светофора и поднять соответствующий по цвету круг. Приготовились: у вас у всех в руках круги.

Бурлит в движении мостовая –

Бегут авто, спешат трамваи.

Скажите правильный ответ –

Какой горит для пешехода свет?

(Красный)

Красный свет нам говорит:

Стой! Опасно! Путь закрыт!

Особый свет – предупреждение!

Сигнала ждите для движения!

Скажите правильный ответ –

Какой на светофоре свет?

(Жёлтый)

Желтый свет – предупреждение,

Жди сигнала для движения!

Иди вперёд! Порядок знаешь,

На мостовой не пострадаешь.

Скажите правильный ответ-

Какой горит при этом свет?

(Зелёный)

Зелёный свет открыл дорогу,

Проходить ребята могут!

  1. Тест

Прочитай   вопросы   и   обведи   кружочком   пра вильный ответ: а, б или в.

1. Если тебе нужно перейти дорогу, и зажёгся красный сигнал светофора, то

надо:

а)        быстро переходить дорогу;

б)        сразу же остановиться и посмотреть по сторо нам, нет ли машин, а потом переходить;

в)        подождать, когда загорится зеленый сигнал све тофора, посмотреть налево, направо, еще раз налево, убедиться, что нет машин, и только тог да переходить дорогу.

2. Если тебе нужно перейти дорогу, но поблизости нет пешеходного перехода и светофора, то надо:

а)        переходить дорогу там, где нет разделительной полосы и ограждений, прямо, а не наискосок, где она хорошо видна в обе стороны и нет ма шин, посмотрев вокруг, еще раз налево, а дой дя до середины -  направо;

б)        побыстрее переходить, где удобнее.

  1. Работа в группах «Составь стихотворение из строк»

- Соберите из отдельных строчек, написанных на карточке, стихотворение о светофоре и  прочитайте его.

Задание 1 команде

Красный свет нам говорит:

Сначала зорко осмотрись!

Подчиняйся им без спора.

Зеленый свет открыл дорогу-

«Стой! Опасно! Путь закрыт!»

Желтый свет - предупрежденье:

Переходить ребята могут!

Есть сигналы светофора,

Но ты и здесь не торопись –

Жди сигнала для движенья.

Ответ

Есть сигналы светофора,

Подчиняйся им без спора.

Красный свет нам говорит:

«Стой! Опасно! Путь закрыт!»

Желтый свет - предупрежденье:

Жди сигнала для движенья.

Зеленый свет открыл дорогу –

Переходить ребята могут!

Но ты и здесь не торопись –

Сначала зорко осмотрись!

Задание 2 команде

И по очереди ими

Все меня, конечно, знают!

Я и вежливый, и строгий,

Самый главный командир!

Я известен на весь мир.

Все, что я хочу сказать!

Я на улице широкой

У меня глаза цветные

Все смотрю я на тебя.

Не глаза, а три огня,

Да и как меня не знать?!

И отлично понимают

Ответ

Я и вежливый, и строгий,

Я известен на весь мир.

Я на улице широкой

Самый главный командир!

У меня глаза цветные –

Не глаза, а три огня,

И по очереди ими

Все смотрю я на тебя.

Все меня, конечно, знают!

Да и как меня не знать?!

И отлично понимают

Все, что я хочу сказать!

10.  Итог.

- Чему вас научило это занятие?

- О чём вы задумались?

Ребята, закон улиц и дорог строгий. Он не прощает, если пешеход идёт по улице как ему вздумается, не соблюдает правил. Но этот закон и очень добрый: он охраняет людей от страшного несчастья, бережёт их жизни. Поэтому только постоянное соблюдение правил дорожного движения позволяет всем нам уверенно переходить улицы. Знать их должен каждый взрослый и каждый ребёнок. Не нарушайте их, тогда у нас не будет несчастных случаев на дорогах, и вы вырастите крепкими и здоровыми.

Литература:

1. Бабина Р.П. Уроки Светофорика. Учебное пособие для учащихся 2 класса. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.

2. Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь 3-го класса. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006.

3. Маркин Н.И., Денисов М.Н. Безопасность на дорогах: Учебник–тетрадь для 3 кл. нач. шк.: В 2 ч. – Ч.1. – М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.

4. Сольцова О.Г. Знаем правила движенья, как таблицу умноженья. // Педсовет. Газета для учителей начальной школы. 2008, №4.

5. Якупов А.М. Безопасность на улицах и дорогах: 1 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.

{swf;images/stories/category/biblioteka/meropriatia/viktorina-marshak/viktorina-marshak.swf;}

2017-2018 уч.год

Книги, которые знают все