Вход на сайт


Счётчик установлен 24.09.12

Текст выступления

Текст слайда

 

В младшем школьном возрасте у детей имеются особо благоприятные внутренние предпосылки для развития исследовательского отношения к миру. Оно непосредственно связано с развитием познава- тельных интересов, которые становятся пусковым механизмом для осуществления детьми больших и малых исследований.

 

В основе ФГОС лежит системно-деятельност-ный подход к каждому ученику. Приоритетные на- правления – проектная и исследовательская дея- тельность.

 

 

 

 

 

С точки зрения учёных – 3 % детей одарённые. Нужно не столько измерять одарённость, а созда-вать соответствующую творческую развивающую образовательную среду.

 

Мы согласны с мнением учёного Савенкова А.И, что рост объёма знаний, предъявляемых учащимся, отстаёт от динамики развития его способностей. Да и знания в основном подаются в виде готовой информации, детская любознательность, исследо- вательские возможности часто недооцениваются.

 

Александр Ильич предлагает изучать исследова-тельские способности учащихся с помощью ме- тодики «Интеллектуальный портрет» и оценить его по пятибальной системе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вместе с тем, указывает учёный, важно изучить от- ношение семьи к учёбе ребёнка, отношение социу-ма к активности ученика.

 

 

 

 

 

По методике, предложенной автором публикаций, мы провели диагностику учащихся с целью фор- мирования целевой группы для обучения их мето- дам исследовательской деятельности.

 

Кружка исследователей в нашей школе нет, поэто-му работа с учащимися 2 класса велась педагогом по субботам, в индивидуальные часы, привлекая группу поддержки.

Учитель сам занимался более углубленным изуче-нием информации по вопросу учебных исследова-ний, по диагностике и обработке данных.

 

Учебные исследования, по мнению учёных, делят-ся на две группы.

 

 

 

 

 

Темы исследований делятся на три группы.

Фантастические – ориентированные на разработку несуществующих фантастических объектов и явлений.

Теоретические – изучение фактов и обобщение их, содержащие в разных источниках.

Эмпирические – темы, предполагающие проведе-ние собственных наблюдений и экспериментов.

 

Учёные выделяют правила выбора темы исследо-вания.

 

 

 

 

 

 

Результаты работы ученик должен обязательно показать, чтобы почувствовать значимость своих изысканий.

 

В качестве примера мы представляем для вас ис- следовательскую работу ученика 2 класса, которую он показал на уроке окружающего мира по теме «Родной край – частица нашей Родины».

 

Приложение 1. – «Топонимика. Происхождение названий посёлка Домбаровка, рек Кугутык, Уш- катты, Камсак.

 

Своей энергией, деятельностью члены исследова-тельской группы заинтересовали других учащихся, и некоторые уже сами просят принять их в  группу и помочь им подготовить какую-либо работу.

 

 

 

 

Подведём итог развитию исследовательской актив- ности второклассников.

Успешное применение исследования в значитель-ной степени зависит от умения учителя вести диа- лог, слушать школьников и принимать их точку зрения не как неверную, а как одну из многих. Учащиеся не всегда следуют задуманному педаго-гом сценарию, выбирать точные слова для коммен-тариев, ответов учеников, обобщений и выводов.

Педагог – главная фигура в подготовке учащимся исследовательской работы.

 

ФГОС: «Школа должна за- ниматься поиском индиви- дуальности»

(В.В.Зеньковский,   Н.С.Лейтес, А.Н.Подьяков)

 

 

 

ФГОС предполагает «индивидуальное развитие обучающегося, обеспечива-ющее рост творческого по- тенциала, познавательных мотивов, обогащения форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближай-шего развития»

 

О развитии проектной и ис- следовательской деятельно- сти писали Д.Б. Богоявлен-ская,  В.С.Мухина, А.С.Обу-хов.

 

Статьи:

А.И.Савенков «Одарённый ребёнок в массовой школе»

«Учебные исследования учащихся начальной шко-лы»

 

 

Методика «Интеллектуаль-ный портрет».

Познавательная сфера:

оригинальность мышления,

гибкость,продуктивность,

способность к анализу, синтезу;

умение классифицировать,

высокая концентрация вни- мания.

Сфера личного развития:

увлечённость содержанием задачи, широта интересов,

соревновательность.

 

Дополнительные исследования:

Тест для родителей о талан-тах ребёнка.

Карта интересов ученика. Характеристика из детского сада.

Участие учащегося в твор- ческих конкурсах.

 

Исследовательская группа - 3 ученика (из 18).

 

 

 

Группа поддержки: родите-ли, библиотекарь школы, по необходимости учителя био логии и географии.

 

 

 

 

Экспресс-исследования.

Долговременные исследова- ния (ученик выделяет, ста- вит проблему; предлагает разные варианты решения; собирает материал; делает обобщения; готовит  проект; защищает его.

 

 

Темы исследований:

1. фантастические,

2. теоретические,

3. эмпирические.

 

 

 

 

 

 

Правила выбора темы.

1.Тема должна быть инте-

ресной ребёнку.

2.Выполнима.

3.Оригинальна.

4.Выполняться быстро.

5.Доступной возрасту.

6.Сочетание возможностей и желания.

Где ученики показывают свои исследования?

Уроки, конференции, родительские собрания, на конкурсах…

 

 

 

 

 

 

Презентация исследовательской работы.

 

 

«Образован не тот, кто мно- го знает, а тот, кто хочет много знать и кто умеет до- бывать эти знания»

В.П.Вахтеров

«Плохой учитель преподно-сит истину - хороший учит её находить»  Дистервег

 

Чему учить учащихся на уроках?

1. Видеть проблему.

2. Ставить вопросы.

3. Выдвигать гипотезы.

4. Давать определения поня- тиям.

5. Классифицировать, наб-людать.

6. Проводить эксперимент.

7. Делать умозаключения.

8. Готовить доклады.

9. Объяснять, доказывать, защищать свою работу.

 

 

 

 

Литература:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2010.

Савенков А.И. Одарённый ребёнок в массовой школе // Нач. шк. №1, 2007.

Савенков А.И. Учебные исследования учащихся начальной школы. Самара. Учебное пособие. 2008.

Саяпина Н.Н. Формирование социального опыта учащихся в условиях реа- лизации стандарта второго поколения. Саратов. 2009.

Вложения:
Скачать этот файл (2.2.ppt)2.2.ppt[презентация к выступлению]1331 kB