Вход на сайт


Счётчик установлен 24.09.12

Разделы ГИА

РАЗДЕЛ ЕГЭ перейти

РАЗДЕЛ ОГЭ перейти

Самым первым и обязательным этапом работы над текстом является его понимание: несколько раз прочитав текст, попробуйте точно и ясно определить для себя тему текста (о чем в нем говорится) и основные утверждения (тезисы) автора. Такой "самоэкзамен" – лучшее средство самоконтроля для понимания текста.

Если в тексте есть незнакомые слова, попробуйте догадаться об их значении в соответствии с их ролью, свяжите их с однокоренными знакомыми вам словами. К сожалению, на экзамене под рукой не будет толкового словаря.

Встречаясь в тексте с утверждениями автора, необходимо определить, во-первых, что доказывается (тезис), во-вторых, какие именно приводятся аргументы в его пользу и, в-третьих, как вытекает из них тезис. В тексте может быть один или несколько словесно выраженных тезисов, которые подробно аргументируются. Часто задание к тексту формулируется таким образом: приводится несколько тезисов, необходимо отметить тот из них, который не находит выражения в тексте. Обычно такой "лишний" тезис не связан непосредственно с темой текста.

Обратим внимание на то, что тезисы формулируются чаще всего в начальной части текстового фрагмента, предложенного для анализа, и тогда дальнейший текст является аргументацией тезисов. Аргументы могут также предшествовать тезису, который формулируется в заключительной части текста. В некоторых случаях основной тезис приходится искать в середине текста.

Если, прочитав текст, вы почувствуете, что не согласны с автором, попробуйте поспорить с ним, доказать неприемлемость аргументов или указать на то, что тезис не вытекает из приводимых аргументов и, следовательно, не доказан. Однако и в этом случае ваши рассуждения должны опираться на приведенный в задании текст. В противном случае, по условию экзамена, ваша работа не рассматривается.