Вход на сайт


Счётчик установлен 24.09.12

Внеурочная деятельность (ВУД) является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. ВУД понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. ВУД позволяет решить следующие задачи:

  • обеспечивать благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшать условия для развития ребенка;
  • учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Актуальность организации внеурочной деятельности обусловливается:         - мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности;

- необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей;

- спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и  культурных традиций.

Задачи внеурочной деятельности:

  • реализация индивидуальных потребностей обучающихся путем предоставления широкого спектра занятий, направленных на развитие детей;
  • обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе;
  • оптимизация учебной нагрузки обучающихся;
  • улучшение условий для развития ребенка.

Принципы реализации внеурочной деятельности:

  • учёт возрастных особенностей;
  • сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
  • связь теории с практикой;
  • доступность и наглядность;
  • формирование активной жизненной позиции.

Часы, отводимые на  внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и в формах, отличных от  урочной системы обучения.

Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет 5 часов в неделю в 1-4 классах. Данные  занятия проводятся по выбору обучающихся и их родителей.      

Время, отведенное на внеурочную деятельность, не включается в расчёт допустимой (максимальной) обязательной нагрузки учащихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащимся  возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Внеурочная деятельность, организуется по направлениям развития личности:

  • социальное
  • общекультурное
  • общеинтелектуальное
  • духовно-нравственное
  • спортивно - оздоровительное;

Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочной деятельности,  основанием для построения соответствующих образовательных программВ школе  реализуется  оптимизационная  модель внеурочной деятельности, используя внутренние ресурсы. Координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

  • взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
  • организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
  • организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
  • организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности и включает для каждого класса 5 часов внеурочной деятельности, максимальный объем часов внеурочной деятельности за весь период освоения основной образовательной программы начального общего образования в объеме до 1350 ч. Внеурочные занятия проводятся во второй половине дня.

Общешкольные дела по программе воспитательной системы включены в общую годовую циклограмму и станут компонентом внеурочной деятельности.  Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволят ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах будет осуществляться на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.

Результаты внеурочной деятельности являются:

Развитие личности учащегося, формирование «компетентности к  обновлению компетенций»:

- формирование опорной системы знаний, предметных и  универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

- воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с  целью решения жизненных задач;

- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции. 

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования  и основного общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Школьник знает и понимает общественную жизнь

Школьник ценит общественную жизнь

Школьник самостоятельно действует в  общественной  жизни

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах  поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

 

Достижение всех трех уровней  результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по вопросам воспитания.